Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.

Однородными являются определения, которые:

1) обозначают отличительные признаки разных предметов: Отяжелели от собственной пышноты пионы белые, розоватые, розовые, тёмно-вишнёвые (Г Николаева);

2) обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны: Уже несколько раз принимался идти крупный, короткий, благодатный дождь (А. Куприн);

3) являются в контексте синонимами или выполняют роль эпитетов (художественных определений): Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались (И. Тургенев);

4) образуют смысловую градацию, т. е. когда каждое последующее слово усиливает выражаемый определениями признак: Темноя, мрачная, душная комната производила зловещее впечатление (А. Чехов);

5) выражены причастным оборотом и помещаются за одиночным определением: Пожилая, гладко причёсанная на прямой пробор женщина открыла старую, скрипучую дверь (В. Лидин);

6) следуют после определяемого имени существительного: Лицо Егора, бледное, одутловатое, говорило о затворническом образе жизни (А. Пушкин);

7) противопоставлены другим определениям при том же существительном: Поляна пестрела цветами яркими, красочными, но неестественно крупными и благоухающими. (В. Обручев)

Запятая не ставится между неоднородными определениями, не связанными союзами.

Неоднородными являются определения, которые:

1) характеризуют предмет с разных сторон: Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками (В. Лидин);

2) выражены сочетаниями качественного и относительного прилагательных: Я оступился и зачерпнул холодной воды в кожаные большие сапоги (В. Лидин);

3) имеют предшествующее определение, которое относится не непосредственно к определяемому имени существительному, а к сочетанию последующего определения и определяемого существительного: Профессор открыл свой новенький кожаный саквояж. (В. Обручев)

374. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Сформулируйте правила, которыми вы руководствовались. Подчеркните однородные определения одной волнистой линией, неоднородные — двумя.

I. 1. Они вышли на угол мшистой тонкой полянки, освободившейся от снега. (В. Лид.) 2. Невысокая сухощавая энергичная женщина на вид лет семидесяти, но, конечно, моложе, простоволосая с грязными от огородной земли руками возникла на пороге. Вернее, сначала появился в сенях её громкий сердитый голос. (Сол.) 3. Это было глухое отгороженное место, где лежали какие-то материалы. Далее, в углублении двора, выглядывал из-за забора угол низкого закопчённого каменного сарая, очевидно часть какой-нибудь мастерской. (Дост.) 4. По этой дороге крестьяне ездят в горы Алатау, где растёт хороший еловый лес. (Обр.) 5. Я встретил худенькую старушку в зелёном бархатном пальто-салопе. (Кав.) 6. На малых ветвях этого дерева висели белые круглые хорошенькие коробочки. (Пришв.) 7. Лес был густой и высокий. Огромные спокойные старые берёзы отсвечивали поверху яркой свежей зеленью. (А. Г.) 8. Недалеко от берега торчат из воды большие чёрные угловатые камни. (Купр.) 9. Всюду между кустов по луговинам мелькали белые красные сизые рубахи. (Т.)

Цветы и овощи на одной грядке представляют собой привлекательное и необычное сочетание на дачном участке. Оформляем грядки в виде таких композиций не только с целью придания посадкам привлекательного вида, но и по причине необходимости рационального применения имеющейся площади. Создание экологических композиций из цветов и овощей на одной грядке является хорошим местом действия для творческого человека, однако, в некоторых случаях требуется применение уже сложившихся устойчивых норм посадок.

В природе все взаимосвязано между собой, и расположение овощей и цветов на одной посадочной площади представляет собой своеобразный обмен полезными свойствами между посадками. Цветы помогают прикрыть корневую систему овощных культур и тем самым уберегают их от засухи, растения с приятным ароматом привлекают гораздо больше насекомых для опыления, а декоративные культуры с неприятным запахом являются хорошим способом отпугивания насекомых-вредителей. Главным правилом при совместных посадках овощей и цветов на одной грядке является правильный выбор растения-компаньона, поскольку у некоторых особей наблюдается антипатия друг к другу.

Смешанные посадки цветов и овощей на грядках

В таких посадках можно выделить ряд положительных моментов:

  • Рациональное использование имеющейся посадочной площади;
  • различные потребности в питании и росте помогают предотвратить истощения почвы;
  • правильно подобранные для совместного выращивания цветы и овощи благоприятно воздействуют друг на друга, тем самым повышая свою выносливость и содержание питательных веществ в их плодах.
Читайте также:  Какая газонная трава вытесняет сорняки

Многие дачники создают такие овощные цветники по принципу полезности, то есть на одной грядке высеваются культуры, которые могут оказать друг на друга полезное воздействие. Главной задачей цветов в этом случае является защита от вредителей овощных посадок, а также украшение созданных композиций.

Встречаются цветы, которые, помимо отпугивающего эффекта, обладают еще и полезными свойствами. Кроме того, такое растение, как огуречная трава (бораго), делая почву здоровее, не только даёт возможность в течение всего лета любоваться своим нежным цветением, но и возможность спокойно употреблять её в пищу либо как самостоятельный продукт, либо в составе какого-либо салата.

Наиболее популярной композицией при смешивании является совместная посадка бархатцев вдоль грядок с картофелем, морковью и огурцами. Это объясняется тем, что бархатцы и ноготки (календулы) являются идеальным средством для отпугивания вредителей, а у картофеля их предостаточно. Самым обычным способом их применения является посадка их между овощами либо же рассыпание по всему участку измельченных листьев и стеблей этих растений. Такая обработка делается для того, чтобы попавшие в землю растения освободили её от вредных насекомых и очистили от различных болезней.

Хорошими цветами для дачного огорода считается календула, которая может прекрасно себя чувствовать на грядке в составе различных композиций с овощами. Календула способствует повышению качества почвы, является отпугивающим средством для многих вредителей овощных культур, спасает их от такой болезни, как нематода, а также хранит в себе большое количество питательных и лекарственных свойств.

Декоративные луковичные растения, у которых цветение начинается в самом начале весны, прекрасно уживаются с такими зелеными культурами, как петрушка и салат. Интересную композицию на даче создадут посадки моркови в сочетании с тюльпанами и нарциссами, луковицы которых можно спокойно выкопать после окончания периода цветения.

Ещё одними защитниками овощей от вредителей являются посадки пижмы, полыни, ромашки и тысячелистника. Среди посадок на грядках томатов можно разместить циннию и бархатцы, садовая ромашка хорошо уживется между огурцами и тыквой, лук и чеснок спасут те же огурцы от бактериоза.

Привычными растениями на участках цветоводов-овощеводов стали подсолнечник и настурция. Если о полезных свойствах подсолнечника известно даже ребенку, то вот к настурции отношение не такое однозначное. Для многих она является красивым декоративным растением, служащим для украшения и создания ландшафтного дизайна. Но, оказывается, настурция является ещё и съедобным растением, которое можно спокойно добавлять в салат в сочетании с другими овощами. Посадки этого растения производятся с целью заполнения пустующих междурядий на грядках с овощами, борьбы с вредоносными сорняками и для создания уголка красоты на участке вплоть до поздней осени. Традиционно настурция высевается на грядках с капустой и картофелем для отпугивания вредных насекомых.

Чуть не забыл прописать, что особой популярностью у любителей декоративного огорода пользуется бурачник(огуречная трава о которой я писал выше) который может создать конкуренцию по питательности свежему огурцу и даже заменить его в салате. Это растение оказывает разрыхляющее воздействие на почву, спасает овощи от излишков воды на грядках, а, благодаря сладкому медоносному аромату бурачника, соседи по грядке не испытывают недостатка в опыляющих насекомых.

Полезными и красивыми цветами являются японская пищевая хризантема, пеларгония, мальва и шалфей, а в солодке и коровяке содержатся лекарственные свойства.

Новыми и необычными сочетаниями стали посадки пионов и ирисов совместно со свеклой и сельдереем, а контрастные композиции создаются при сочетании ярко-зелёной петрушки с розами или хризантемами.

Ежегодно мы практикуем на даче выращивание рядом с гладиолусами чеснока, который защищает их от многих вредителей.

Читайте также:  Помесь утки и гуся название

Создавать совмещенные грядки можно в различных пропорциях и сочетаниях, но наиболее распространенной является следующая: грядка делится на поперечные ряды и 3-4 ряда овощных культур чередуются с одним рядом декоративных цветов. Высевание рассады или семян цветов необходимо производить после появления первых всходов сеянцев овощей. За время своего роста цветы нуждаются в прореживании и в самом конце расстояние между растущими растениями должно быть около 18-20 см.

Планируя ту или иную посадочную композицию, необходимо изучить особенности выращивания различных растений, а также их индивидуальные особенности. Ведь неправильное сочетание овощей и цветов на дачных грядках может нанести вред не только молодым посадкам, но привести к гибели всего посадочного материала.

Это было удивительно, но цветы, которые Таня высадила на грядку, еще жили в то утро, когда должен был приехать отец.

Сердитый ли ручеек, вылившийся из бочки, так хорошо омыл их корни, или они просто были живучи, как многие цветы на севере, который не дает им запаха, хотя и оставляет долго жить, но, во всяком случае, они держались на своих высоких ножках, когда Таня взглянула на них. Она решила их никому не отдавать.

Она прогнала утку, усевшуюся среди цветов на грядке, и посмотрела вверх на каланчу. Деревянная, она царила над этим городом, где по дворам на заре распевали лесные птицы. На ней еще не поднимали сигнального флага. Значит, парохода еще не было видно. Он мог и опоздать. Но Тане было мало дела до флага. Она вовсе не собиралась на пристань. А если она и перехватила свои тонкие волосы лентой и сменила платье, надев самое лучшее, то это могло быть и потому, что сегодня в самом деле праздник: начинается новый учебный год.

Но до школы еще так долго ждать!

Зачем же она поднялась так рано?

«Что же делать, если не спится», – сказала бы она матери, если бы та проснулась от скрипа двери в доме.

«Что же я могу поделать, – повторила б она, – если сегодня я вовсе не могу заснуть».

Но придет ли когда-нибудь пароход? Существует ли он на самом деле? Или это призрак, для которого вовсе нет никакого места, никакого срока и который плывет сейчас, может быть, по другой реке и другой туман стоит за его кормой?

Здесь, во дворе, тоже туманно немного. Еще ветви березы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен – дерево еще не очнулось от сна.

Слишком рано вышла Таня из дому, очень рано. Однако слышны уже у переулка шаги, они топчут траву, они стучат по земле. Кто-то спешит уж на пристань. Брат ли идет встречать сестру, или отец спешит обнять сына, или просто рыбак ждет с пароходом вестей? А может быть, это и Филька торопится в последний раз перед школой половить у пристани ершей.

Таня присела на скамью у ворот.

Она слушала. И слух Тани чутко бодрствовал среди сонной травы, дремлющей под ее ногами, и сонных ветвей, дремлющих над ее головой.

И далекий свисток, такой далекий, что только в ожидании может сердце услышать его, коснулся слуха Тани. Это свистел пароход за Черным мысом, у маяка.

Таня открыла калитку и вышла и снова вошла во двор, постояв неподвижно у цветов. Не сорвать ли их все-таки, пока они еще живы и могут доставить радость отцу? Это ведь все, что у нее есть.

И Таня сорвала цветы – саранки и ирисы, еще прежде выращенные ею с заботой.

Затем она позвала собаку. Тигр охотно вышел с ней на улицу. Они прошли через весь город, который еще не совсем проснулся. Только одна каланча никогда не знала сна. Ее крошечная дверь, похожая на бойницу, была открыта навстречу ветру. И флаг был поднят и тянулся все в одну сторону – к реке.

Читайте также:  Мастер класс по ландшафтному дизайну

К реке направлялись и прохожие, спешившие на пристань. Таня на секунду остановилась у спуска, чтобы сверху посмотреть на родную реку. О, какая светлая она, хотя темные от хвои горы рядом стоят, на берегу! О, какая большая! Даже тень от этих гор не может ее закрыть. Не по ней ли хотелось плыть Тане далеко в иные страны, где обитает дикая собака динго?

А пароход подходил все ближе. Черный, кряжистый, точно скала, он все же казался малым для этой реки, терялся в ее светлой равнине, хотя рев его, подобно урагану, сотрясал кедры на горах.

Таня стремглав бросилась по спуску вниз. Пароход уже отдавал причалы, чуть навалившись на пристань, полную народу. На пристани тесно от бочек. Они повсюду – лежат и стоят, точно кубики лото, в которое только что играли великаны.

С парохода махали платками. Не ей ли это? Она побледнела. Она тоже помахала рукой, через силу подняв ее кверху. Ах, это просто забавно! Как в толпе она узнает отца, которого никогда в своей жизни не видала? И как он узнает ее? Она совсем не подумала об этом, когда бежала на пристань. Зачем поддалась она невольному желанию сердца, которое теперь так стучит, и не знает, что ему делать: просто умереть или стучать еще сильней?

И вот стоит она теперь с жалкими цветами возле бочек, и старая собака лижет ее ноги, не в силах ей ничем помочь.

А прохожие проходят мимо.

Может быть, вот они – их трое: он в шляпе, блестящей от ворса, женщина стара, а мальчик высок и худ и в достаточной мере противен.

Но нет, они проходят мимо, никуда не глядят, никого не ожидая встретить.

Или, может быть, вот они – их тоже трое: он толст, в кепке из толстого сукна, она молода и некрасива, а мальчик тоже толст и противен еще в большей мере.

Таня шагнула вперед. Но взгляд человека был сух и недолог, а толстый мальчик показал рукой на цветы и спросил:

Дрожа от обиды, Таня отошла в сторону. Она не вскрикнула. Она только спряталась за бочки и здесь простояла до самого конца. Никого уже не было на пристани. Не гремели доски под шагами. Все ушли? Чего стоять? Они просто не приехали сегодня.

Таня вышла из-за бочек. Уже матросы отправились в город, и мимо прошли санитары с носилками. Они уходили последними. Таня пошла с ними рядом. На носилках под суконным одеялом, вытянув ноги, лежал мальчик. Лицо его было багрово от жара. Однако он был в сознании и, боясь вывалиться, крепко держался за края носилок. От этого усилия или, может быть, от страха смущенная улыбка бродила на его губах.

– Что с ним? – спросила Таня.

– На пароходе заболел, малярия, – коротко ответил санитар.

Заметив Таню, идущую рядом, мальчик подавил свой страх, лег прямо и долгим, немного воспаленным взглядом посмотрел на Танино лицо.

– Ты плакала недавно? – спросил он вдруг.

Таня закрыла цветами свой рот. Она прижала их к лицу, словно эти несчастные саранки имели когда-нибудь приятный запах. Но что может знать этот больной мальчик о запахе северных цветов?

– Ты плакала, – твердо повторил он снова.

– Что ты, что ты! Тебе кажется это, – ответила Таня, кладя к нему на носилки цветы. – Я не плакала. Это какой-то толстый мальчишка бросил мне в глаза песком.

И человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не увидел, кроме одинокой девочки, печально поднимающейся в гору.